Родился 8 июля 1917 г. в селе Торбеево Спасского уезда Тамбовской губернии Российской империя в семье крестьянина и был 13-м ребенком в семье. По национальности мокшанин. В 1933 г. окончил 7 классов, в 1938 г. - Казанский речной техникум, аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге. В 1938 г. Свердловским РВК города Казань призван в Красную Армию. Окончил в 1940 г. Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова. В действующей армии с 22 июня 1941 г. Боевой счет открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87. Вскоре отличившихся в боях вызвали из Могилева в Москву. Михаил Девятаев в числе других был награжден орденом Красного Знамени. 10 сентября 1941 г. сбил Ju-88 в районе севернее Ромен (на Як-1 в составе 237 ИАП). 23 сентября 1941 г., под Киевом при возвращении с задания Девятаев был атакован немецкими истребителями. Одного он сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Он служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только после встречи в мае 1944 г. с А. И. Покрышкиным он вновь стал истребителем. Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев сбил в воздушных боях в общей сложности 9 вражеских самолетов. 13 июля 1944 года сбил FW-190 в районе западнее Горохова (на Аэрокобре в составе 104 ГИАП), в тот же день был сбит сам и попал в плен. После допроса Михаила Девятаева перебросили в разведотдел абвера, оттуда - в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 г. совершил первую попытку побега. Но беглецы были пойманы, объявлены смертниками и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там с помощью лагерного парикмахера, подменившего нашивной номер на лагерной робе, Михаилу Девятаеву удалось сменить статус смертника на статус "штрафника". Вскоре под именем Степана Григорьевича Никитенко он был отправлен в концлагерь на остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха - крылатых ракет "Фау-1" и баллистических ракет "Фау-2". 8 февраля 1945 г. группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. В итоге, пролетев чуть более 300 км, Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок "Фау-2", которые находились вдоль берега моря. Доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом. Для проверки обстоятельств пленения и обстоятельств побега, Девятаев был помещен в фильтрационный лагерь - "Спецлагерь № 7" НКВД. В конце марта 1945 г. после проверки и лечения 7 из 10 участников побега были зачислены в одну из рот 447-го стрелкового Пинского полка 397-й стрелковой дивизии и отправлены на фронт. Трое офицеров - Девятаев, Кривоногов и Емец - до конца войны оставались вне зоны боевых действий, ожидая подтверждения своих воинских званий. В сентябре 1945 г. Девятаева нашел Сергей Королев, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде для консультаций. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и стартовые площадки. В ноябре 1945 г. Девятаев был уволен в запас (по некоторым данным, он непродолжительное время находился на территории колонии-поселения в Псковской области) и долгое время, как бывший военнопленный, испытывал затруднения с поиском работы. В 1946 г. он вернулся в Казань и устроился на работу в Казанском речном порту грузчиком, затем выучился на капитана-механика, но некоторое время мог плавать только на служебном катере. В некоторых публикациях содержатся сведения о том, что Девятаев был осужден за "измену Родине" и отправлен в лагеря, но через 9 лет попал под амнистию. В конце 1950-х гг. Девятаеву были поручены испытания "Ракеты" - одного из первых советских судов на подводных крыльях; он долгие годы работал капитаном речных судов, и стал первым капитаном теплохода "Метеор". Михаил Девятаев член КПСС с 1959 г., до своих последних дней жил в Казани. Работал, пока позволяли силы. Летом 2002 г., во время съемок документального фильма о нем, приехал на аэродром в Пенемюнде, поставил свечи своим товарищам и встретился с немецким пилотом Г. Хобомом (который должен был догнать и сбить угнанный беглецами" Хейнкель"). 15 августа 1957 г. по инициативе С.П. Королева Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями. Умер 24 ноября 2002 г. в г. Казани. Похоронен в г. Казани на участке Арского кладбища, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны. Почетный гражданин Республики Мордовия, а также городов: российской Казани и немецких Вольгаста и Цинновица.
Источник: Осн. ф. ИРКМ.
18 декабря 1966 г. с официальным визитом посетил поселок Ильинский.